Кормовые хатки
Зимой после выпадения глубокого снега большую помощь может оказать собака. Для этой цели особенно пригодна лайка, но можно с успехом использовать и беспородную. Собака даже при большом снеге отыскивает обитаемые жилища и посещаемые зверьками кормовые хатки. В этом случае отпадает надобность в вешковании нор и домиков.
Если собаки нет, жилые норы и хатки определяют по следующим признакам. При ударе по своду хатки слышится булькание воды, когда зверьки бросаются в воду. В жилых хатках вход в воду не замерзает, края его гладкие, стенки камеры влажные, а в кормовых хатках имеются свежие остатки пищи.
На промысле соболя широко используют дуговые капканы № 1 и 2. Капкан ставят без наживы на следу или тропе или у входа в коридорчик, устраиваемый из вбитых в землю колышков. В коридорчике кладут приманку. Один конец коридорчика обычно упирается в дерево, а у другого, свободного, стоит замаскированный капкан.
Сезон капканного лова начинается с выпадением снега, когда охотник-промысловик сравнительно легко обнаруживает основное убежище зверька, к которому обычно ведут многочисленные следы. Ставят капканы в местах пересечения соболиных дорожек или иногда у норы. В феврале, когда с приближением ложного гона яснее обозначаются собольи тропы и зверьки начинают гоняться друг за другом, ставят капканы на тропах.
В некоторых районах Восточной Сибири промышляют соболя различными кулемками. Это объясняется небольшими затратами труда на обслуживание самоловного промысла и возможностью совмещения его с другими видами охоты. Промысел кулемками ведется в течение всей зимы. Порча и гибель добычи в ловушках, несмотря на частые осмотры, бывают значительны. Ореховка, кукша, ворона, горностай, росомаха и особенно мышевидные грызуны часто портят шкурку попавшего в ловушку зверька. Поэтому опадные самоловы энергично вытесняются из промысла и их следует считать нерациональными орудиями добычи соболя.